Алгоритм составления
плана
Виды планов и их
выполнение.
Планы подразделяются на простые и сложные.
Простой план отражает выделение и наименование главных частей. Сложный план
полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить
за ходом мысли и замыслом автора.
Как составлять простой план.
|
Как составлять сложный план
|
1) Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. 3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. 4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. 5) Запишите план. |
1) Внимательно прочитайте изучаемый материал
2) Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). 3) Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). 4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала. |
Общие правила
составления плана при работе с текстом.
1) Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать
прочитанное.
2) Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3) Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4) Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста
2) Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3) Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4) Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста
Требования к плану.
1) Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе
первоначального чтения, а не откладывать его составление, как иногда советуют,
до повторного чтения. По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе,
план может исправляться и уточняться.
2) Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.
3) Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут.
4) Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки.
2) Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.
3) Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут.
4) Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки.
а) План должен полностью охватывать содержание текста (темы).
б) В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
б) В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
Не пренебрегайте графической культурой записи плана! Схема записи плана
может выглядеть так:
I. ---------------------------------------
1. ---------------------------------------
2. ---------------------------------------
3. ---------------------------------------
1. ---------------------------------------
2. ---------------------------------------
3. ---------------------------------------
а) ---------------------------------------
б) ---------------------------------------
в) ---------------------------------------
б) ---------------------------------------
в) ---------------------------------------
II. ---------------------------------------
III. ---------------------------------------
III. ---------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий