Урок с позиции
системно-деятельностного подхода
При системно-деятельностном подходе
учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными
источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности
гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной
деятельности.
Структура урока с
позиций системно-деятельностного подхода выглядит так:
1 этап - мотивация
2 этап - создание проблемной ситуации;
3 этап – принятие учеником проблемной ситуации;
4 этап - совместное выявление проблемы;
5 этап – управление учителем поисковой деятельностью;
6 этап – осуществление учеником самостоятельного поиска;
7 этап - обсуждение результатов.
Психологи давно доказали, что люди лучше
всего усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют
другим. Именно эти возможности предоставляют используемые на уроках формы групповой
работы.
Можно выделить следующие приемы групповой работы, которые помогут включить
учащихся в активную деятельность на уроке:
- мозговой штурм;
- снежный ком;
- мозаичная группа;
- игра «Продолжи» и другие.
Организация групповой работы способствует
активизации познавательной деятельности, развитию навыков самостоятельной
учебной деятельности, развитию коммуникативных навыков, совершенствованию
межличностных отношений в классе.
Особо необходимо отметить такую форму
групповой работы как дискуссия. Она не только поможет включить
учащихся в деятельность на уроке, но и будет способствовать систематизации знаний
учащихся по отдельным темам школьного курса.
Систематическое использование проблемных
заданий и групповой работы будет способствовать формированию соответствующих
УУД.
Технология
деятельностного метода: структура урока
В мире деятельности существуют всего три вида деятельности, отличающиеся
отношением к норме (алгоритму) ее выполнения:
1. Самоопределение («хочу»
и «могу» выполнить данную деятельность), предполагает соотнесение предложенного
алгоритма деятельности с актуальным уровнем способностей («могу») и системой
ценностей («хочу»).
2. Нормализация («выполняю
норму») - исполнительская деятельность, предполагает воспроизведение известной
нормы деятельности; ее итогом является преобразованный продукт.
3. Нормотворчество
(«составляю новую норму») – управленческая деятельность.
Технология
деятельностного метода предполагает следующую структуру проведения
уроков (Л.Г. Петерсон):
1. Самоопределение к деятельности (организационный
момент).
1) создаются условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность («хочу»);
2) выделяется содержательная область («могу»).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
3. Постановка учебной задачи.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми
нового знания).
Учащиеся должны самостоятельно выбрать метод решения учебной задачи
(свойства, понятия, общего способа действия) и на его основе выдвинуть и
проверить гипотезу. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме
мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).
5. Первичное закрепление во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1) самостоятельное решение типовых задач, требующих применение построения
нормы;
2) пошаговая самопроверка учащимися результатов самостоятельной работы по
образцу.
Эмоциональная направленность данного этапа
состоит в организации ситуации успеха, способствующий включению учащихся в
дальнейшую познавательную деятельность. При проведении этого этапа используется
индивидуальная форма деятельности.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Целевые требования:
1) из набора задач выделяются задачи, требующие применения построенного
алгоритма;
2) строится алгоритм решения задач, в котором новая норма используется как
его часть;
3) при необходимости выполняются задания на тренировку ранее построенных
алгоритмов.
На этом этапе рекомендуется сочетание
индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
На данном этапе осуществляется самооценка
учеником своей деятельности на уроке. Каждый ученик фиксирует, что он нового
узнал на уроке и успешность выполненных шагов. Учитель соотносит
самооценку учеников с целевыми требованиями и фиксирует знаково успешность деятельности
ученика на уроке (оценка, замечание, похвала и т.д.). В завершении намечаются
цели последующей деятельности. Формы работы – индивидуальная, групповая,
коллективная.
Комментариев нет:
Отправить комментарий