«Для остановки нет причин. Иду...»

Урок с позиций системно-деятельностного подхода

Урок с позиции системно-деятельностного подхода
При системно-деятельностном подходе учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности.
Структура урока с позиций системно-деятельностного подхода выглядит так:
1 этап - мотивация
2 этап -  создание  проблемной ситуации;
3 этап – принятие учеником проблемной ситуации;
4 этап - совместное выявление проблемы;
5 этап – управление учителем поисковой деятельностью;
6 этап – осуществление учеником самостоятельного поиска;
7 этап - обсуждение результатов.
Психологи давно доказали, что люди лучше всего усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Именно эти возможности предоставляют используемые на уроках формы групповой работы.
Можно выделить следующие приемы групповой работы, которые помогут включить учащихся в активную  деятельность на уроке:
- мозговой штурм;
- снежный ком;
- мозаичная группа;
- игра «Продолжи» и другие.
Организация групповой работы способствует активизации познавательной  деятельности, развитию навыков самостоятельной учебной деятельности, развитию коммуникативных навыков, совершенствованию межличностных отношений в классе.
Особо необходимо отметить такую форму групповой работы как дискуссия. Она не только поможет включить учащихся в деятельность на уроке, но и будет способствовать систематизации знаний учащихся по отдельным темам школьного курса.
Систематическое использование проблемных заданий и групповой работы будет способствовать формированию соответствующих УУД.
Технология деятельностного метода: структура урока
В мире деятельности существуют всего три вида деятельности, отличающиеся отношением к норме (алгоритму) ее выполнения:
1.    Самоопределение («хочу» и «могу» выполнить данную деятельность), предполагает соотнесение предложенного алгоритма деятельности с актуальным уровнем способностей («могу») и системой ценностей («хочу»).
2.    Нормализация («выполняю норму») - исполнительская деятельность, предполагает воспроизведение известной нормы деятельности; ее итогом является преобразованный продукт.
3.    Нормотворчество («составляю новую норму») – управленческая деятельность.
Технология деятельностного  метода предполагает следующую структуру проведения уроков (Л.Г. Петерсон):
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
2) выделяется содержательная область («могу»).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
3. Постановка учебной задачи.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).
Учащиеся должны самостоятельно выбрать метод решения учебной задачи (свойства, понятия, общего способа действия) и на его основе выдвинуть и проверить гипотезу. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).
5. Первичное закрепление во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1) самостоятельное решение типовых задач, требующих применение построения нормы;
2) пошаговая самопроверка учащимися результатов самостоятельной работы по образцу.
Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующий включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность. При проведении этого этапа используется индивидуальная форма деятельности.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Целевые требования:
1) из набора задач выделяются задачи, требующие применения построенного алгоритма;
2) строится алгоритм решения задач, в котором новая норма используется как его часть;
3) при необходимости выполняются задания на тренировку ранее построенных алгоритмов.
На этом этапе рекомендуется сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
На данном этапе осуществляется самооценка учеником своей деятельности на уроке. Каждый ученик фиксирует, что он нового узнал на уроке и  успешность выполненных шагов. Учитель соотносит самооценку учеников с целевыми требованиями и фиксирует знаково успешность деятельности ученика на уроке (оценка, замечание, похвала и т.д.). В завершении намечаются цели последующей деятельности. Формы работы – индивидуальная, групповая, коллективная.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...