«Для остановки нет причин. Иду...»

Методические приемы и стратегии

Приём  “Корзина идей, понятий, имен”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Стратегия “ИДЕАЛ”
Это стратегия технологии развития критического мышления.
Стратегия позволяет формировать:
      умения определять проблему;
      умение находить и формулировать пути решения проблемы;
      умение выбирать сильное решение.
Пример.
Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова  «как».
Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.
Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.
Конструктор «Событие»
Универсальный конструктор ТРИЗ (технология разработки изобретательских задач) для разработки заданий двух типов: узнать возможные следствия по заданной причине и узнать возможные причины по заданному следствию. Кроме того конструктор помогает строить задания, позволяющие детям работать с уже известными закономерностями, т.е. дополнять утверждения уже известной им информацией.
Опорные слова для синтеза заданий: «что будет, если…», «что следует из того, что…»,
«какой вывод можно сделать из того, что…», «закончите фразу….», «при каком условии…»
Конструктор 1 вида
Конструктор 2 вида
Было
Стало
Изменилось
+
+
?
+
?
+
?
+
+

Событие или состояние 1
(причина)

Событие или состояние 2 (следствие)
Если
+
то
?

?

+
Прием «Силовой анализ»
Универсальный прием, который может быть использован для анализа конкретной ситуации, проблемы, события
Сегодняшняя ситуация в …
Желательная ситуация в …
1
1
2
2
Отрицательные факторы
Действия по их ослаблению
1
1
2
2
Положительные факторы
Действия по их усилению
1
1
2
2
«Бортовой журнал»
Прием работы с информацией. Может проводиться как в парах, так и индивидуально. Очень важной является итоговая рефлексия, окончательное подведение итогов.
Предположения
Новая информация


Интеллект-карты как способ работы с информацией
Вкратце суть этой методики состоит в ВИЗУАЛИЗАЦИИ — сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и переходы между ними. При этом начинает активнее работать обычно заторможенное правое полушарие мозга, и становится сильнее интуиция – функция мышления, локализованная именно в этом полушарии.
Картоиды помогают представлять идеи и концепции в ясной, привлекательной и убедительной форме, давать целостное видение, способствовать пониманию и генерации идей.
Интеллект-карты:
      Дают быстрый и полный обзор большой темы (сферы, проблемы, предмета);
      Позволяют планировать стратегии и делать выбор;
      Дают информацию о том, где Вы были и куда движетесь;
      Собирают и представляют большое количество разнообразных данных на одном листе, демонстрируя связи и расстояния;
      Стимулируют воображение и решение проблем посредством разработки новых путей;
      Позволяют максимально повысить результативность и эффективность;
      Являются превосходным инструментом для раздумывания и запоминания;
      Экономят время;
      Раскрепощают мышление;
      Повышают продуктивность (и, как следствие, уровень доходов).
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
      эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
      мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. 
Приём  «Ромашка» Блума
«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
Пример.
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
«Дерево предсказаний»
Правила работы: ствол – тема, ветви предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно»  и «вероятно». Количество ветвей не ограничено. Листья – обоснования этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения
Приём  «Фишбоун» (рыбный скелет)
Схема, используемая для систематизации проблемной информации. На верхних косточках записывается формулировка проблемы, а на нижней  - факты, подтверждающие существование проблемы.
Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы,
нижние косточки — суть понятий, хвост – ответ на вопрос.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем.
Стратегия РАФТ (роль, аудитория, форма, тема)
Социо-игровой прием: описание, повествование или рассуждение от имени определенного персонажа, который должен еще учитывать характер аудитории, к которой обращается. Форма представления материала должна соответствовать выбранному образу.
Приём  «Рюкзак»
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
я научился составлять план текста
я разобрался в такой-то теме
я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.
Приём  «Телеграмма»
Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Приём  «Сообщи свое Я»
Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке.
Формирует: умение оценивать деятельность и способы решения проблемы;
сравнивать результаты и анализировать причинно-следственные связи;
умение осмысливать свой опыт и осознавать его личностное значение.
Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …». По результатам деятельности учащийся сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью.
Необычная обычность
Прием постановки домашнего задания.  Привнесите в него некую тайну, загадку… Конечно, не каждый раз. Конечно, загадку посильную. Учитель задает домашнее задание  необычным способом.
Пример. Урок «Предпосылки петровских преобразований» - темы сообщений записаны на листочках и помещены в импровизированный рюкзачок и ребята вытягивают тему домашнего сообщения или задания: «Перечислите реформы Алексея Михайловича», «Чем известен Ордин-Нащокин?», «Детство и юность Петра» и т.д.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...